Готовность ребенка к обучению музыке

Готовность ребенка к обучению музыкеПроблемой готовности ребенка к обучению музыке занимаются достаточно давно педагоги и психологи в России и за рубежом. Это связано, в первую очередь, со снижением сроков начала систематического обучения.

Как вы могли заметить, в нашей школе проводятся онлайн-уроки музыки для детей различного возраста: развивающие занятия для малышей до 3 лет и подготовительные курсы для детей от 4 до 7 лет. Это говорит о том, что главное – это не возраст ребенка, а его степень готовности к тому или иному виду занятий музыкой.

Готовность ребенка к целенаправленному обучению в целом и к музыкальному обучению в частности, определяется, в первую очередь, его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Таким образом, имеет значение целый комплекс факторов, при которых требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушениям здоровья ребенка.

Теоретически готовность подразумевает наличие трех основных компонентов:

  1. сформированность мотивационной и произвольной сферы;
  2. высокий уровень развития коммуникативной сферы;
  3. развитость познавательной сферы /мышления, внимания, памяти, речи/, готовность мелкой моторики и крупных движений.

Задачами формирования и развития данных сфер и должны заняться родители и педагоги подготовительных отделений музыкальных школ.

 

Готовность мотивационной сферы ребенка к урокам музыки

Одним из важнейших условий по степени значимости успешности обучения детей музыке является развитие мотивационной сферы у ребенка.

Главная задача педагога на первом этапе обучения – сформировать познавательную мотивацию обучения. Мотив обучения у детей может быть различен:

  1. желание получить награду;
  2. боязнь наказания;
  3. "все учатся – и я должен";
  4. "родители сказали – я слушаюсь";
  5. "хочу быть лучше других, уметь то, что не умеют другие".

Главный мотив, который должны сформировать родители и педагоги начального периода обучения: "как интересно уметь что-то делать", "как хорошо получать знания, познавать действительность и научиться чему-то", "хочу стать умником, знайкой". Ребенок должен стремиться хорошо учиться, так как ему дорога сама музыка, интересны музыкальные предметы и виды музыкальной деятельности, которыми они совместно с педагогами занимаются, важно общение с учителем и со сверстниками, которые тоже умеют петь, играть на музыкальных инструментах, импровизировать и сочинять.

Таким образом, главный мотив обучения – это пробуждение интереса к музыке и формирование на этой основе потребности в познании и открытиях.

 

Готовность коммуникативной сферы ребенка к музыкальному обучению

Без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие дружеские взаимоотношения, нормальная жизнь и психическое развитие невозможно. Отсутствие развитой коммуникативной сферы явилось бы преградой к развитию человека в целом. Если ребенок не умеет общаться, у него наблюдаются задержки в психике и отклонения в поведенческом развитии.

Существует определенная этапность в развитии коммуникативной сферы:

  • способность эмоционально общаться;
  • понимать состояние другого человека;
  • приспосабливаться к настроению и состоянию других;
  • усваивать и следовать определенным нормам;
  • умение убеждать, оказывать влияние, добиваться взаимопонимания.

Ребенку, начинающему обучаться в музыкальной школе, необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, "научиться учиться" коллективно. Коллективная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем.

Поэтому очень важно использовать такие методы работы, которые позволили бы найти нужное взаимодействие, решить проблему контактов, понимания, доверия, а впоследствии сформировать стойкое желание учиться вместе, учиться с этими детьми, у этого преподавателя.

Конечно, на первый план выходит личность родителя и преподавателя – яркая, ищущая, творческая, которая поведет за собой, которая будет работать на будущее, будет участвовать в развитии личности ребенка как синтеза всех богатств человеческой культуры. Никакая технология не может гарантировать успех без талантливого учителя и без заинтересованного родителя.

Общение родителя/педагога и учащегося должно развиваться в стиле, определяемом в психологии общения, как стиль "дружеского расположения и совместного творчества". Этот стиль наиболее продуктивен не только конечным результатом, но и воспитательной стороной. Педагогом/родителем и учеником/ребенком ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В основе находится искренний интерес педагога к личности ребенка, уважительное отношение к каждому, открытость к контактам. Следует поощрять на занятиях такие совместные действия педагога/родителя и ученика /или учеников между собой/ как: доброжелательность, заинтересованность, инициативность, открытость, свободное выражение чувств, активность, гибкость, эмоциональность, желание делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, уважение, расположение, желание принести друг другу радость, удовлетворить потребность в сочувствии, сопереживании партнеру, оказать помощь и т. п.

Роль родителя/преподавателя не просто обучать, а создать ту атмосферу, которая стимулирует раскрытие способностей, способствует творческим импульсам, открытиям самого ребенка, приучает его углубляться в каждое явление, разбираться в услышанном и воспринятом, искать закономерности, ощущать связь с окружающей средой во взаимодействии со сверстниками и со взрослыми.

 

Готовность познавательной сферы ребенка к обучению музыке

1. Развитие музыкального мышления – это цель, которую следует поставить родителю/педагогу на начальном этапе обучения. Музыкальное мышление достаточно специфично и основано на разнообразных рефлекторных связях, на внутренних представлениях, на опыте, запасе слуховых образов в памяти, на знаниях, помогающих обобщать и дифференцировать, создавать ассоциации. В психологии музыкальное мышление определяют как способность понимать, анализировать и называть слышимое; мысленно представлять себе, внутренне слышать различные элементы музыкальной речи и активно оперировать этими представлениями; оценивать воспринимаемую музыку, качество звучания.

Ребенка следует учить обобщать полученные знания, сравнивать их, извлекать новую информацию, приобретать новые слуховые впечатления, отмечать смысловые особенности образов и т. д., развивая в равной степени все виды мышления /понятийное, образное, наглядно-действенное/.

2. Совершенствование и развитие внимания является одним из важных аспектов начального периода обучения. В 5-6 лет у детей возникают элементарные формы произвольного внимания. Привлечь внимание, умение управлять им, сохранять его на достаточно долгое время – это первостепенная задача, которую ставит педагог в подготовительном классе.

3. Без достаточно развитой памяти невозможна музыкальная деятельность. Важно развивать на занятиях все виды памяти: двигательную, слуховую, зрительную, словесно-логическую, эмоциональную. Качество запоминания характеризуется быстротой, точностью, активностью воли к запоминанию и готовностью внимания.

4. Музыкальное мышление тесно связано с воображением. Важно отметить, что оно несет в себе 2 функции:

  • познавательно-интеллектуальную /ребенок лучше познает окружающий мир и эффективнее решает стоящие перед ним задачи/;
  • аффектно-защитную /предохраняет ребенка от переживаний, через него происходит разрядка возникающего напряжения/. К 6-7 годам развитие воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. Эту психофизиологическую особенность необходимо использовать, изучать, определяя их способности к творчеству.

5. Воспитание правильной и чистой речи ребенка – важнейший этап в системе подготовки ребенка к обучению в музыкальной школе или к изучению музыкальным дисциплин.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. К 5-6 годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Ребенок имеет необходимый словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Необходимо беречь неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос. Не следует и форсировать развитие речи ребенка, загружая сложным речевым материалом, учить правильно произносить звуки. Недостатки в произношении могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата, нарушенном уровня слуха и т. д., и тогда может помочь только специалист. Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому очень важно учителю следить за своей речью: не проглатывать окончания слов, произносить их четко, понятно, следить за темпом своей речи, говорить образно, эмоционально.

Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию речи, то задерживается его физическое, психическое развитие и развитие всей познавательной сферы.

 

В музыкальном обучении ребенка развитие речи – это первый, и потому самый важный, этап в подготовке к вокальному и вокально-хоровому интонированию детей. Речь и пение близки по своей структуре и параметрам, поэтому начальный этап над развитием правильного произношения звуков, интонации, звуковысотности, темпоритма, объема, тембра, атаки звука, эмоциональной образности следует начинать в речи.

Для выработки правильного произношения, четкой дикции и артикуляции, развития смыслового и грамматического содержания речи в практике используют следующие традиционные формы:

  1. речевые и вокально-речевые упражнения и игры;
  2. чтение стихотворений /в т. ч. текстов песен/, прозы;
  3. произнесение скороговорок и т. д.

Из нетрадиционных форм работы над речью рекомендуется применять:

  1. игры и упражнения на речевое и вокально-речевое интонирование (со звуками, слогами, словами);
  2. пальчиковые игры;
  3. речевые каноны, представляющие собой исполнение любых вокальных канонов без соблюдения звуковысотности, но в заданном ритме. Речевые каноны играют большую роль в процессе подготовки к пению многоголосия.

Готовность детей к обучению по любому общеобразовательному или специализированному предмету, в том числе и к музыке, является важнейшей базой для общего и музыкального развития, для успешного продвижения в освоении любого музыкального инструмента, для овладения вокальными навыками и легкости в изучении музыкально-теоретических предметов.

 

В нашей школе музыки проводятся не только онлайн-уроки музыки для детей и малышей, но и музыкальные онлайн тренинги: для беременных мам, для родителей по раннему музыкальному развитию детей до 7 лет, а также для преподавателей по работе с малышами до 3 лет и детьми от 4 до 7 лет.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить