Музыкальная память — это умение запоминать музыкальное произведение и способность воспроизвести его спустя произвольный промежуток времени. О самом процессе запоминания мы рассказывали в статье о музыкальной памяти и ее видах.
В этот раз мы рассмотрим различные способы и методики, как развить музыкальную память и эффективно использовать ее при выучивании произведения по нотам, ведь этот важный вопрос волнует и профессионалов, и начинающих музыкантов.
Музыкантам приходится выступать перед публикой. Чтобы чувствовать себя легко и свободно во время исполнения, желательно знать произведение наизусть. Игра без подглядывания в ноты освобождает вас за инструментом, позволяя сосредоточиться на технике исполнения.
Как выучить музыкальное произведение
Существуют некоторые правила, которые помогут вам запомнить музыкальное произведение:
- Взяв ноты, внимательно проанализируйте нотный текст.
- Медленно сыграйте несколько раз то, что вы намереваетесь выучить. Не обращайте внимание на возникающие трудности и остановки – на данном этапе важно охватить произведение целиком и дать ему отобразиться в вашей голове. Если произведение большое, остановитесь на небольшой его части.
- Разберите трудные места, чтобы понять их структуру в деталях.
- Отложите разучиваемое вами произведение на день, чтобы мозг самостоятельно поработал на подсознательном уровне. Вспоминайте произведение лишь мысленно, а если у вас будет какой-то пробел, просто посмотрите ноты.
- После этого необходимо перенести произведение (или его часть) на инструмент. Это стоит делать постепенно, не торопясь, стараясь как можно меньше подглядывать в ноты.
- Выучив произведение наизусть, необходимо регулярно его повторять для прочного закрепления в памяти. Рекомендуется делать это каждые два дня.
Методы запоминания музыкального материала
Существуют три основных типа действий, способствующих запоминанию музыкального материала:
- Смысловая группировка — разделение материала на логично завершенные фрагменты. При вдумчивом запоминании мелкие фрагменты объединяются в более крупные.
- Смысловое соотнесение — поиск общих особенностей тонального и гармонического планов, мелодии, аккомпанемента, голосоведения.
- Обнаружение смысловых опорных мест — опираясь на такое место, можно легко воспроизвести всю смысловую группу.
Методы развития музыкальной памяти по И. Гофману
Методика И. Гофмана на сегодняшний день представляет собой один из наиболее действенных путей запоминания музыкального произведения. Основу данного метода составляют следующие этапы развития музыкальной памяти:
1. Работа с нотным текстом без инструмента
Данный этап характеризуется ознакомлением и первичным разучиванием материала. Необходимо хорошо изучить нотный текст и мысленно представить его звучание. Представляя музыкальный материал с помощью внутреннего слуха, следует выявить и определить: настроение и идею произведения, особенности развития художественного образа, и, конечно же, понимание авторского замысла и вашего личного видения. Внимательный анализ нотного текста очень важен для последующего запоминания.
2. Работа за инструментом
Осмысление художественного замысла музыкального произведения – основная цель первых проигрываний на инструменте. После этого сразу начинается тщательная проработка – выявляются наиболее трудные места, а также опорные смысловые пункты. Сложные с исполнительской точки зрения места прорабатываются в медленном темпе. На данном этапе продолжается анализ фактурных, мелодических, гармонических, особенностей, в рамках которых вы развиваете художественный образ. При заучивании наизусть, следует начинать с отдельных фрагментов, а не сразу учить все произведение целиком.
3. Работа без нотного текста, наизусть
Следующий этап закрепления музыкального произведения в памяти осуществляется в процессе воспроизведения его наизусть. Оказать существенную помощь может создание художественных или образных ассоциаций, которые активизируют эмоциональную память, что помогает надежнее усвоить материал. Для увеличения эффективности при повторении рекомендуется каждый раз вносить что-то новое – либо в ваших ассоциациях, либо в технических приемах.
4. Работа без музыкального инструмента и нотного текста
Данный этап работы является наиболее трудным. Надежное запоминание достигается путем чередования мысленного воспроизведения партитуры с игрой на инструменте. Повторение в уме стимулирует память слуховыми образами, усиливает эмоциональность игры, углубляет восприятие музыкального произведения.
В вопросе развития музыкальной памяти очень важны разумные педагогические действия, направленные на правильное запоминание. Они способствуют успешному развитию общей и музыкальной памяти у учеников, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на творческом и техническом росте. Дорогие преподаватели, не будьте излишне строги со своими учениками. Иногда они не могут сыграть или спеть наизусть, потому что просто боятся ошибиться или разочаровать вас. Это можно исправить, став другом для ваших учащихся 🙂
4 комментария “Как развить музыкальную память”
И еще хочу добавить.Проблема не только в выучивании произведения, но и в умении его вспомнить на сцене.
Текст надо учить сразу. И еще, надо подключать фотографическую память.Это очень важно. И потом, при проигрывании уже выученного произведения, каждый раз волевым усилием включать мозги и представлять «перед собою» нотный текст. Вплоть до мельчайших подробностей: лиги, указания пиано, форте, акценты, длительности нот, знаки альтерации и т.д.. То есть, всячески препятствовать механической памяти.
[i]Очень полезная информация , но я знаю как это делать капельку по-другому[/i]
[quote name=»Анастасия»][i]Очень полезная информация , но я знаю как это делать капельку по-другому[/i][/quote]
Здорово! Не поделитесь вашими способами? Нам и нашим читателям будет интересно 🙂